Татьяна Сенина (ts) wrote,
Татьяна Сенина
ts

КАК ЭТО БЫЛО: 3. Экзамены и "интегральная йога"

Дальше началось безнадежное лето... Я готовилась поступать в Университет, учила разные предметы и как-то плохо соображала. Первый экзамен был 16 июля. Накануне я решила зайти в церковь. Поехала в Спасо-Преображенский собор, поставила свечки, помолилась все на ту же тему, а также об успехе на экзаменах...

Почему я пошла в православный (ну, так скажем, номинально) храм? Прежде всего, конечно, потому, что Бог как-то связывался с храмами; других храмов, кроме православных, я не знала... Разбираться в сравнительном достоинстве разных религий мне тогда в голову не приходило. Во-первых, я не знала самих религий; во-вторых, важным для меня в то время было прежде всего просто то, что Бог есть, а какой именно? ну, просто Бог, и все.

К концу июля экзамены кончились; я не прошла по баллам. И тут появилась впервые в моей жизни моя крестная. Она работала в то время на истфаке университета; мама позвонила ей, и та сказала, чтобы я шла на вечернее отделение того же филфака, т.к. это гораздо лучше (причем она смогла устроить так, что мне не пришлось пересдавать экзамены; я поступила по тем же оценкам, по баллам мне их хватило). Мы с мамой ходили к крестной в гости, и так я с ней познакомилась. Ее совет хотя и не имел никакого отношения к религии, но повлиял на дальнейшую мою судьбу: именно благодаря тому, что я училась на вечернем, я потом смогла начать работать при храме и вообще т.сказ. погуще окунуться в приходскую жизнь. Так что, можно сказать, что крестная в какой-то мере свой долг по содействию моему воцерковлению исполнила, хотя и с опозданием на 17 лет.

Итак, мне больше не надо было готовиться к экзаменам, я была свободна. И как раз в это время кто-то из родителей купил книжку некоего экстрасенса Мартынова "Исповедимый путь". Я прочитала ее с интересом. Содержания сейчас уже совершенно не помню; но там автор усиленно рекламировал учение некоего Шри Ауробиндо, говоря, что путь ША был и его путем всю его жизнь; мне стало интересно, и я подумала: как бы этого ША почитать? Кстати, параллельно я читала "Братьев Карамазовых" и в наставлениях старца Зосимы находила параллели с Мартыновым...

Дальше пошли "чудесные совпадения". Буквально через три дня я шла по Невскому и увидела у одного из стоявших тогда у Дома Книги торговцев с рук книгу Шри Ауробиндо "Интегральная йога". Я ее немедленно купила. В тот же день я видела белую борзую. Надо сказать, что я в целом собак не люблю, но борзые мне всегда нравились за изящество; белых же я не видела никогда. Но это была абсолютно белая, очень красивая. Мне это показалось неким хорошим знаком...

"Интегральную йогу" я проглотила очень быстро. Содержание я сейчас уже почти не помню; но общий смысл был таков, что все религии, будь то христианство, ислам или традиционный буддизм и тп., ведут к одной и той же цели, но только медленно и до самой вершины все равно не доводят; а вот эта самая йога ША как раз доводит до цели, причем наиболее эффективным способом... Бог ША был не совсем тем, чем его подразумевают "традиционные" религии. Еще там была довольно интересная теория про сны как вторую реальность и другую жизнь, где случается или бывшее уже с нами в этой жизни, или будущее. А мне как раз в это время снились разные интересные сны, где я получала желаемое... Естественно, такое учение было заманчивым. Плюс вообще некоторая игра на тщеславии: наше учение самое крутое - не то, что эти "традиционные религии"...

Видимо, это вообще был некий духовный голод. Я хотела понять, как жить, чтоб это было осмысленно. Да еще надо было решать личную проблему (в то, что все это так вот закончилось ничем, и что дальше уже ничего не будет, я верить не хотела и не могла). Примерно тогда же родители купили книгу Д. Карнеги, которую я тоже начала читать и пришла в недоумение: Карнеги с ША как-то плохо совмещался, но в то же время казалось, что каждый по-своему прав. Поразмыслив, я склонилась в сторону ША, т.к. ДК показался мне слишком материалистом; я так и бросила его книгу, не дочитав.

Читать книги "просто так" я не любила (см. Лирич. отступление). Прочитав ША и поразмышляв, я решила заняться этой самой интегральной йогой на практике (у ША это называлось "Восхождением"). Крестик носить я перестала. Собственно, я сняла его после сдачи экзаменов - может, это была некая обида на Бога за то, что не помог поступить (потом-то я поняла, почему это было надо). А почитав ША, я и вообще решила, что носить крест не надо, и что я его больше не одену, т.к. все это "пустая обрядность", а у ША было все "духовно". "Восхождение" не требовало стоять, там, на голове или принимать разные специальные позы; основное там вначале было - достигнуть "молчания ума". Что я и пыталась делать.

Так продолжалось почти весь август и до конца сентября. Где-то в середине сентября начались занятия на вечернем отделении филфака, куда я благополучно была зачислена. Поначалу процесс учебы был в целом интересен, как обычно все новое. Я занималась "восхождением", и в храм меня больше не тянуло... Это ведь все тоже - "обрядовость", "традиционализм остановившихся на полпути" итп...

И тут, в конце сентября, мне позвонила моя школьная учительница по литературе.

(Продолжение следует.)

PS Сегодня, кстати, день мученицы Ариадны - ровно 12 лет со дня начала моего обращения в Православие. Хотела я сегодня как раз и написать, как это случилось, но что-то получается слишком длинно, так что отлагаю до следующего раза.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment